«Самый маленький, а будет архиереем»
Александр Жадановский (мирское имя святителя) происходил из священнической семьи. В храме Рождества Пресвятой Богородицы города Чугуева Харьковской губернии по очереди настоятельство сменяли несколько поколений рода Жадановских. В их числе был и отец епископа Арсения Иван Андреевич. Сын Александр родился в его семье 6 марта 1874 года в слободе Писаревка Волчанского уезда Харьковской губернии. Трое из четырех братьев мальчика впоследствии тоже стали священниками.
В возрасте 10 лет Александр поступил в Харьковское духовное училище. Во время его обучения здесь произошел примечательный случай: однажды училище посетил архиепископ Харьковский Амвросий (Ключарёв). Нужно сказать, что Александр среди других учеников отличался своим малым ростом. Однако именно его выделил архиепископ, поставил перед другими и сказал: «Смотрите, вот теперь самый маленький ученик, а будет архиереем». Ему эти слова запомнились, хотя никто тогда им не придал никакого значения.
Письмо от Иоанна Кронштадтского
Уже тогда Александр серьезно задумывался о монашестве, хотя вопрос этот для него не был еще решен окончательно. И когда сильно заболел отец Александра, он уже был готов принять настоятельство в том самом Рождество-Богородичном храме, где служило не одно поколение священников из его рода. Но для этого нужно было жениться. И тогда Александр решается написать письмо отцу Иоанну Кронштадтскому, прося его молитв о здоровье отца и вкратце объясняя свое личное положение. На ответ молодой человек особенно не рассчитывал, надеясь хотя бы на то, что отец Иоанн помолится о нем и об его отце. Но известный Кронштадтский пастырь, к его радости и удивлению, ответил. В письме он благословлял Александра на монашество.
Кронштадтский пастырь ответил Александру, что благословляет его на монашество
Это благословение, очевидно, совпало с внутренним расположением будущего архипастыря. «Уже во время самого чтения письма тайная сила потрясла мое сердце и внушила непреклонную решимость принять монашество. Все сомнения, недоумения и затруднения по этому вопросу кончились», – писал он в своей автобиографии. Вскоре выздоровел и отец Александра. Сам же он, считая вопрос о монашестве для себя решенным, отправился на прием в Святейший Синод в Петербург. Там его желание поддержали, только просили продолжить обучение в духовной академии.
Монашеский постриг и диаконская хиротония
Наконец 30 июля 1899 года над Александром был совершен постриг с наречением имени Арсения. Знаменательно, что произошло это в день чествования Святогорской иконы Божией Матери – главной святыни обители. А после Успения сам владыка Амвросий рукоположил его во иеродиаконы.
Московская академия
Уже в сане иеродиакона Арсений приступил к обучению в Московской духовной академии. Здесь, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, он часто любил посещать Гефсиманский скит, в котором жил иеромонах Варнава, почитаемый всеми старец. Однажды в беседе он предсказал Арсению: «Будешь неподалеку от Москвы архиереем, маленьким архиереем». Эти слова оказались пророческими.
22 мая 1902 года Арсений был хиротонисан во иеромонахи. Саму же академию он закончил в звании кандидата богословских наук. Ему было предложено продолжить преподавательскую деятельность, но Арсений выбрал дальнейшее служение в каком-либо из монастырей.
Наместник Чудова монастыря
В то время как раз свободным оказалось место казначея в Чудовом монастыре Москвы, основанном святителем Алексием, митрополитом Московским. На эту должность и был назначен иеромонах Арсений. Перед своим прибытием на новое место служения он принял участие в Саровских торжествах, приуроченных к прославлению преподобного Серафима Саровского. Свои яркие и восторженные впечатления от посещения торжеств отец Арсений подробно описал в автобиографии. Тогда же он познакомился и с блаженной Пашей Саровской, с которой поддерживал дружеские отношения в течение долгих лет. Известно, что в один из своих приездов он просил благословения у старицы на основание женского монастыря, на что старица ответила: «Моешь горох, и довольно с тебя, а заваришь кашу – трудно будет». Эти слова отец Арсений понял так, что время для осуществления задуманных планов еще не пришло.
Должность казначея в Чудовом монастыре отец Арсений занимал недолго – меньше полугода. Затем он был назначен наместником той же обители, поскольку предыдущий наместник, отец Иннокентий, был поставлен на Аляскинскую кафедру в Америке. 24 марта 1904 года иеромонах Арсений был возведен в сан архимандрита.
Первые действия, которые предпринял в управлении обителью новый наместник, были направлены на укрепление дисциплины: он добился того, чтобы вся братия безукоснительно посещала все богослужения (за этим велся учет); запретил вход на территорию монастыря женщинам; распитие вина и табакокурение воспрещалось строжайшим образом. Заботился также отец Арсений и о духовном просвещении поступающих в монастырь. С этой целью им была открыта послушническая школа, без прохождения курса которой в обитель никого не принимали.
Чудов монастырь в 1910-е годы стал одним из центров духовного просвещения
Следует отметить, что в период своего наместничества архимандрит Арсений очень много трудился на просветительской и миссионерской ниве, что сделало Чудов монастырь одним из центров духовного просвещения. С 1912 по 1916 год здесь издавался журнал «Голос Церкви». При обители также работал отдел Камчатского миссионерского братства, не менее активное сотрудничество велось с братством Святителей Московских. Сам отец Арсений (Жадановский) стал известен в ту пору как духовный писатель благодаря публикации своего «Духовного дневника», позже печатались его воспоминания и очерки о праведном Иоанне Кронштадтском, старцах Алексии Мечёве и Алексии Зосимовском и многих других подвижниках благочестия.
8 июня 1914 года здесь же, в Чудовом монастыре, состоялась хиротония архимандрита Арсения во епископа Серпуховского. Также он был назначен пятым викарием Московской епархии, сохраняя при этом должность наместника монастыря.
Основание женской обители
Закрытие Чудова монастыря
Во время Октябрьской революции в конце октября – 3 ноября 1917 года произошел артиллерийский обстрел Московского Кремля. В это время владыка Арсений находился в Чудовом монастыре, где как раз проходил Поместный Собор. Вместе с митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским), другими архиереями они молились в пещерном храме. При обстреле пострадало и здание самого монастыря: в него попало шесть снарядов. А в августе 1918 года обитель была закрыта.
Тяжело переживший закрытие монастыря епископ Арсений сильно заболел и вместе с епископом Серафимом (Звездинским) переехал в Серафимо-Знаменский монастырь. С конца 1919 года он в Серпухове, где продолжал свое епископское служение.
На вынужденном покое
По болезни в 1923 году владыка уходит на покой и поселяется в Серафимо-Знаменском скиту. После закрытия скита летом 1924 года он переезжает в с. Кузьменки Серпуховского уезда. Здесь он ежедневно совершает богослужения в домовой церкви, принимает духовных чад, в числе которых были и насельницы скита – над некоторыми из них он совершил постриг.
В 1926 году владыка был выслан в Арзамас, затем некоторое время жил в Серафимо-Понетаевском монастыре до его закрытия, после чего вновь вернулся в Арзамас. После ссылки в 1928 году он возвращается в Серпухов. Некоторое время святитель жил в с. Котельники Ухтомского района Московской области, где в купленном для него доме совершал богослужения.
Известно, что владыка Арсений, как и его духовный друг священномученик Серафим (Звездинский), примыкал к числу «непоминающих», находясь в оппозиции к курсу митрополита Сергия (Страгородского). Он не принял от него предложенный ему сан архиепископа, не участвовал в общественных богослужениях. Все службы и постриги святитель совершал в домовом храме тайно.
Период арестов и расстрел
В 1931 году владыка Арсений был арестован, освобожден спустя два месяца, некоторое время проживал в Серпухове. 21 апреля 1932 года последовал еще один арест: вместе с епископом Серафимом (Звездинским) он обвинялся в антисоветской агитации и участии в «церковно-монархической организации “Истинно православная Церковь”». Вскоре епископ Арсений был освобожден.
В мае 1933 года после нового ареста епископа Арсения приговорили к трем годам ссылки на Кавказе. Однако по причине расстроенного психического здоровья во время дачи показаний приговор был обжалован и принят как условный. До 1937 года владыка Арсений проживал в Котельниках, здоровье его резко ухудшилось.
14 апреля 1937 года владыка был вновь арестован. На этот раз его обвиняли в руководстве «контрреволюционной монархической организацией “Истинно православная Церковь”». По этому обвинению он был признан виновным и помещен в Бутырскую тюрьму.
27 сентября 1937 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, епископ Арсений (Жадановский) был расстрелян на Бутовском полигоне вместе с другими священнослужителями и мирянами.
В 1956 году владыка Арсений был реабилитирован.
Духовные мысли и наставления епископа Арсения (Жадановского)
О вере
Надо достигнуть того, чтобы вера совпала с разумом и сердцем, чтобы разум и сердце оправдывали веру
Мы можем говорить, учить сообразно с верою православною, но не быть в ней утвержденными. Надо насадить в своем сердце твердый корень веры, надо достигнуть того, чтобы вера совпала с разумом и сердцем, надо, чтобы разум и сердце оправдывали веру.
Вера, как и любовь, не дается сразу и легко; ее нужно искать, ее добиваться, и только со временем, после усиленного духовного делания, вера овладевает всем нашим внутренним существом и делается для нас жизненным нервом, целию нашего бытия.
О смирении
Мало себя укорять – и особенно без свидетелей, – хорошо принимать без смущения укоры от других, это уже будет высшая степень смирения и кротости.
Старайся так внутреннее свое поставить, чтобы, когда тебя хвалят или порицают, ты был бы к этому равнодушен, безучастен, спокоен: как будто это к тебе не относится, тебя не касается.
Праведность может быть, так сказать, формальная, безблагодатная, основанная на природных дарованиях. У такого человека не бывает глубины смирения, а потому не преисполняет его сердце и благодать Божия.
Гордость – враг всякого прогресса. Гордость как завесой застилает нам доступ к расширению каких бы то ни было знаний, ибо гордый думает, что он все уже знает, а потому отказывается выслушивать и учиться у других.
Ты тогда можешь придти в норму надлежащего смирения, когда опытом узнаешь, что все совершаемое тобою доброе совершает благодать Святого Духа.
Признаки, что ты усваиваешь смирение, – это когда ты не замечаешь, что тебя обижают, огорчают, унижают, не ценят.
О покаянии
Кто проливает слезы о грехах, к тому нечистые помыслы никак не могут приблизиться, поэтому-то можно сказать, что слезы порождают целомудрие и искореняют блудную страсть.
Слезы для наших добрых начинаний, для наших добрых дел то же, что чистый источник для нивы.
О любви
Святая любовь – это несокрушимая сила против всего дурного; кто имеет ее, от того отбегает враг, и о твердыню любви такого разбивается всякое зло, как разбиваются волны о камень. Святая любовь – это уже здесь, на земле, блаженное состояние духа.
Внутренним свойством истинной любви является то, что она свята, спокойна, мирна, безмятежна, смиренна.
Господь есть любовь, поэтому связывать нас с Ним может точно так же только любовь наша к Нему.
Каждое доброе слово, сказанное ближнему от сердца, возвращается в твою душу новым теплым приливом благодати.
Любовь исключает гнев. Воспитай в сердце своем любовь, и ты этим самым убьешь в себе гнев
Любовь исключает гнев. Воспитай в сердце своем любовь, и ты этим самым убьешь в себе гнев.
Когда ты видишь пороки, грехи ближних, то имей такое чувство – чтобы не отделять себя от этих порочных людей… Не воображай, что между ними и тобою целая пропасть: они порочны, а ты свят, а представляй себя как одного из таковых грешников и плачь о грехах других как о своих собственных.
Чистота – одежда человека пред Господом, любовь – горение души пред Ним, молитва пред Престолом Господа.
Раскали сердце любовию ко Господу – тогда, если и придет скверный помысл, тотчас сгорит в этом божественном огне.
О привязанностях
Признак здоровья души – не жаждать греха, ни того, чего жаждет мир: ни сласти, ни денег, ни славы, ни чести. Если ты всего этого жаждешь, душа твоя больна и тебе необходимо ее врачевать.
Блажен, кто единого Господа возлюбил, к Нему обращены всегда мысли, с Ним соединено сердце. Постоянно поэтому следи за собою, не предпочитаешь ли ты что-либо паче, нежели Бога, не изменяешь ли Ему, не оскорбляешь ли Его какими-либо иными привязанностями.
О скорбях и искушениях
Не удивляйся и не осуждай, если люди не выносят искушений и падают. Хорошо тебе, когда ты свободен от этих искушений и не испытываешь их. Но кто знает, если бы ты подвергся этим искушениям, то вынес ли бы их?
Надо благодарить Господа и за искушения и скорби, ибо в них мы испытываемся в любви ко Господу
Надо благодарить Господа и за искушения и скорби, ибо в них мы испытываемся в любви ко Господу, ближе становимся к Нему, а в этом вся цель жизни христианина – шествовать ко Христу, Спасителю нашему.
Смысл страданий тот, что они вводят нас в круг, если так можно выразиться, страданий Господа. А это-то и нужно для души христианской.
Укоры от людей, неприятности, скорби, болезни и разные жизненные толчки принимай как справедливое возмездие за твои грехи, недостатки и несовершенства; тогда легче тебе страдать, тогда и самое страдание будет возвышать твой дух, тебя совершенствовать.