0 Ваша Корзина

Христианский крест: история, символика, виды. Какой крест носить православным?

05 Ноя 2019
автор Иван Иванов

Крестное распятие или христианский крест является самым святым и почитаемым символом для христиан всего мира. Это центральный образ в христианской вере, олицетворяющий собой возможность нашего спасения и приобретения жизни вечной. . Для христианина знак креста является защитой от сатаны, постоянным напоминанием об искупительной жертве Иисуса Христа. Как вышло так, что орудие мучительной казни стало святым и почитаемым символом для миллионов верующих? В Древней Иудее этот вид казни стал использоваться в эпоху римского владычества, буквально за несколько десятилетий до рождения Иисуса Христа. Преступников распинали на крестах разной формы: Т-образных (в южных провинциях Римской Империи), четырехконечных и даже в виде буквы «Х», это так называемый Андреевский крест, на подобном был распят Святой Андрей Первозванный.

Приняв смерть на кресте, Спаситель взял на себя и искупил грехи всего человечества от сотворения мира. Недаром часто в подножии креста изображают череп, который символизирует «ветхого» человека, грешного и смертного Адама. Претерпев мученическую смерть на кресте, Христос дает возможность всякому, уверовавшему в Него, отринуть от себя смертного и одолеваемого грехом человека и стать причастником вечной жизни и вечного блаженства. Зримыми и наглядными становятся слова пасхального песнопения «Иисус воскресе из мертвых, смертию смерть поправ».

История христианского креста

История христианского креста как святыни начинается с его обретения святой царицей Еленой, матерью императора Константина, в 326 году. Но поскольку Еленой были найдены лишь отдельные части распятия, доподлинно неизвестно, какой точно формы оно было, то есть было ли это Т-образное распятие, прямой крест или крест с горизонтальной перекладиной, расположенной на верхней части вертикальной, Неизвестно также, было ли на кресте Господа нашего титло, то есть табличка с надписью его вины: «Се Иисус Назарянин – Царь Иудейский», и подставка для ног.

Это дает право большинству богословов утверждать, что любое изображение креста, будь он восьмиконечным, шестиконечным или четырехконечным, является святым и равно достойно поклонения. Так, например, святой Иоанн Кронштадтский в своем труде «О Кресте Христовом, в обличение мнимых старообрядцев» пишет о том, что следует почитать и Святой Крест о четырех концах как древнейший символ веры, и стыдит всех, называющих такой крест печатью антихриста и признающих только восьмиконечную форму креста.

Пока христианство терпело гонения в первые века нашей эры, все святыни и обряды вынужденно приобретали форму символов, знаков, шифров, доступных лишь посвященным, отсюда такое многообразие анаграмм, монограмм, иносказательных изображений креста. Например, одним из главных символов раннего христианства была рыба, как анаграмма Христа. Первые буквы фразы на древнегреческом «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» составляют древнегреческое слово «рыба» (Ίχθύς).

Крест как символ также всячески зашифровывался и прятался, например, число 300, которое передается греческой буквой Т, могло символизировать крест, древнеегипетский иероглиф «Анх» ☥, изображавшийся в виде креста с петелькой сверху и имевший значение «жизнь», также использовался ранними христианами для изображения креста. Еще один интересный образ креста – плуг. Ириней Лионский описывает действие креста, сравнивая его с тем, как плуг «очищает дикую землю» (Против ересей, IV, 34, 4). Таким образом, христиане оберегали, скрывали себя, но также и допускали в ряды избранных сильных верой и духом, готовых пройти все ступени посвящения.

 

Древний образ креста – плуг

Как уже говорилось, форм и видов крестов существует великое множество, и Церковь не отвергает их. Главный принцип состоит в том, чтобы крест создавался как христианский символ, а не как украшение или орнамент.

Условно говоря, кресты можно разделить на три большие категории: монограммные кресты, кресты православные и католические, распятия с символическими элементами.

Монограммные кресты

Монограммные кресты характерны для раннего периода христианства. Эта традиция связана с преследованиями ранних христиан и необходимостью для них проводить свои богослужения втайне. Среди монограммных распятий подробнее стоит остановиться на следующих.

Хризма  (Хи-Ро), ☧ - это монограмма имени Иисуса Христа, состоящая из двух первых букв имени  на греческом ( ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро), перекрещивающихся между собой. По краям монограммы иногда можно увидеть древнегреческие буквы α и ω. Эти буквы служат напоминанием о тексте Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» Хризму еще называют крест монограммный Константиновский.

- Крест монограммный доконстантиновский составляется из первых букв имени Иисуса Христа “1” (йот) и “X” (хи) и выглядит как перекрестие X и I.

- Крест якореобразный. Его происхождение можно связать с поучением святого Павла о кресте, как о надежде для верующей души, за которую истинный христианин может держаться, как за якорь. И якорь этот сохранит его в житейских морях и убережет от тлена греха.

- Крест монограммный «Андреевский» или «Бургундский». Святой Андрей Первозванный по церковному преданию после смерти и Воскресения Христа отправился проповедовать в земли Вифинии и Пропонтиды, Фракии и Македонии, Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи. Скифия – это обширные территории к северу от северного побережья Черного, Азовского и Каспийского морей, то есть довольно большая часть Древней Руси. Именно поэтому святой Андрей Первозванный издавна так почитаем на Руси. Он также как и Спаситель принял мученическую смерть на кресте, но его крест был в форме буквы Х.

- Крест «Посох пастыря». Этот крест выглядит как Андреевский, разделенный посередине вертикальной линией, сверху загибающейся вправо наподобие пастушеского посоха. Символика этого изображения отсылает нас к евангельской притче о пастыре, для которого спасение одной заблудшей овцы имеет не меньшее значение, чем благополучие всего стада. Также такой крест напоминает об образе Христа и его Церкви как доброго пастыря, заботящегося о малых сих.

Виды православных крестов

Важно подчеркнуть, что православие не отвергает никакие виды крестов, будь то «папский» восьмиконечный крест с прямыми перекладинами, получивший свое название из-за большой распространенности в папских литургиях в XIII-XV веках, или четырехконечный латинский крест. Четырехконечным является и самый древний православный крест – корсунский, который привез на Русь святой равноапостольный Владимир из Корсуни (Херсонеса).

В дальнейшем в православной традиции самым распространенным видом стал крест с косым подножием, правый конец которого направлен вниз, а левый вверх. Святитель Димитрий Ростовский на вопрос о подножии отвечал: “Лобызаю подножие крестное, аще косое, аще не косое, и обычай крестоделателей и крестописателей, как церкви непротиворечащий, не оспариваю, снисхожу”.

В настоящее время самыми распространенными в русском православии являются следующие формы крестов.

- Крест патриарший или лоренский. Это крест без подножия, но с верхней перекладиной, называющейся «титло». Такая форма была употребима уже со времен крещения Руси. Именно такой шестиконечный крест был на печати наместника византийского Императора в Корсуни.

- Крест шестиконечный русский православный. Это распятие без верхней перекладины титло, но с подножием в виде косой черты, один конец которой смотрит вверх, а другой вниз. Такое расположение символично, оно напоминает о двух разбойниках, распятых рядом с Христом. Один из них покаялся и признал, что они терпят за грехи свои, а Господь страдает безвинно, второй же упорствовал в своем грехе. Поэтому первому Господь ответил, что уже сегодня он будет сидеть в раю одесную от Него, а второй был обречен на вечную смерть. Косое подножие распятия напоминает нам о свободной воле, которую вложил Господь в свои создания и о том, что лишь от нас зависит выбор.

- Крест осмиконечный православный имеет и косое подножие, и титло – верхнюю перекладину, на которой была написана вина Иисуса (Иисус Назарянин – Царь Иудейский).

- Крест Распятие включает в себя изображение Иисуса Христа. Распятия разнятся в католической и в православной традиции. Главным отличием между православным и католическим крестами является образ Иисуса Христа. На католических крестах не всегда встречается изображение Спасителя, но если оно присутствует, то Иисус Христос изображается как умерший или умирающий (агонизирующий) человек, с потоками крови на лице и ранами на руках, ногах и ребрах. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти. На православном кресте Христос изображен воскресшим, его ладони открыты, и он как бы призывает всех быть рядом с ним в Царстве Божием. Фигура Распятого на православном кресте выражает Божественный покой и величие, она как бы наложена на Крест, и Господь, как и на древних Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с Креста навстречу людям.  На православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно, а на католических ноги пригвождены одним гвоздем, одна на другую. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось на Западе во второй половине XIII века.

Фото Азбука.ру Традиционные православный и католический тип изображения Распятия Христова на Кресте

- Крест Голгофа. Такое распятие всегда имеет основание в виде округлого холма, символизирующего гору Голгофу, на которой был распят Христос, часто в Голгофе присутствует изображение черепа Адама, который также получил искупление и прощение.

Крест Голгофа

Распятия с символическими элементами

- “Виноградная лоза” символизирует Христа, по его евангельским словам, что Он есть виноградная лоза, а Отец его виноградарь.

- “Лепестковый” крест имеет закругленные концы. Его связывают с символом Розы, которая в свою очередь олицетворяет Богоматерь Марию;

- Крест накупольный с полумесяцем. Полумесяц символизирует и чашу причастия, и люльку младенца Христа, и евангельское сказание о жене, облаченной в солнце, попирающей ногами луну.

- “Трилистник” – древний символ Пресвятой Троицы;

Православный христианин может выбрать любой крестик, можно лишь учитывать православную традицию в отличие от католической, но любой освященный нательный крестик является святыней. История развития креста, его эволюция от схематичных криптограмм до богато декоративно украшенных произведений искусства неразрывно связана с духовным развитием христианства. В жизни православного человека нательный крестик играет огромную роль: это непременный атрибут Таинств Крещения и Причастия, охрана от злых сил и постоянное напоминание о Боге в течение всей жизни.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв