8 (800) 100-41-98 Пн-Пт: 9:00-18:00
Заказать обратный звонокEmail torg@kolokol-kaluga.ru;juliy@kolokol-kaluga.ru
Адрес
Книжный церковнославянский язык – живительный источник нашей духовности. На этом языке уже много столетий основана православная литургия и богослужебный обиход. На нем молились Богу светочи духовного борения: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Оптинские старцы и иные православные святые.
Обладая красотой невиданной силы и не меньшим позитивным воздействием, этот древний язык остался понятным и доступным для изучения благодаря азбуке, составленной еще в ІХ веке просветителями Кириллом и братом его Мефодием. Каждая буква их старославянского алфавита имела персонифицированное название в виде отдельного слова-образа и была наполнена глубоким философским смыслом.
Азбука (впоследствии - алфавит) – это уникальное явление в развитии цивилизации. Представляя собой графическую систему буквенной записи отдельных звуков речи, она носила гордое имя «грамоты», символизируя возможность получения и передачи знаний методом начертания особых изображений – букв. Складывая их в написанные слова, человечество получило совершенный инструмент для возможности коммуникации на расстоянии. Так писались летописи и создавались книги.
Особый всплеск возникновения письменности у различных народов пришелся на начальный этап распространения христианского учения. Если сравнивать азбуки различных народов, то они имеют общие черты:
Не стала исключением и церковнославянская азбука. Ее появлению в 863 году славянские народы обязаны христианским святым Кириллу и Мефодию. Деятельность братьев, занимающихся переводом христианской литературы и миссионерским просветительством, знаменовала собой совершенно новую эпоху в историческом прошлом славянских племен. На Кирилла и Мефодия была возложена великая миссия – толковать Слово Божие, переводя его на язык племен, населяющих южнославянскую Моравию.
Выполняя роль объединяющего начала нации, церковнославянская азбука в двух вариантах (кириллица и глаголица) содействовала выходу из раздробленности отдельных социальных/этнических групп и способствовала всеобъемлющему духовному единению.
Создание новой азбуки произошло в невиданно рекордные сроки. Всего за шесть лет братья не только создали славянскую грамоту, но и перевели на них Псалтырь, Евангелие и иные богослужебные книги.
К чести святых просветителей, им за короткое время удалось соорудить азбучную самостоятельную конструкцию, которая имела ряд уникальных особенностей.
Ее основу составляли два обособленных варианта, называемых глаголицей и кириллицей. Имея определенную схожесть, они, все же, были достаточно самостоятельными графическими конструкциями с различной степенью распространенности. Поскольку в основу церковнославянской азбуки положена кириллица, о ней - дальнейшее повествование.
Имея в своей основе унциал - греческое торжественно-уставное письмо - кириллица становится общепризнанной грамотой церковнославянского языка. Поначалу кирилличная азбука распространяется в Болгарии, Сербии, и только в Х веке появляется в Киевской Руси. Включая в себя элементы живой речи, бытующие среди простого люда, церковнославянский язык записывался письменами кириллицы, содержащими начертания 43 букв.
Среди них – греческий алфавит в полном (24 буквы) составе. Небольшая разница с греческим первоисточником заключается в том, что часть алфавита (буквы фита, ν — ижица, ψ — пси, ξ — кси) расположена в конце кирилличной азбуки, а не на привычном для греков месте.
К элладским буквам авторы добавили еще 19 новых начертаний, весьма узкоспецифичных и характерных только для славянского языка.
Не останавливаясь на графическом заимствовании, просветители идут гораздо дальше. Каждой из 43 букв было присвоено имя собственное – особое слово церковнославянского языка, начинающееся с такой же буквы. Существует теория, согласно которой названия букв выбраны не случайно, а составляли определенную цепочку в логической последовательности (предположительно – азбучную молитву). Авторство такой молитвы приписывают последователю братьев-просветителей – Константину Охридскому. Увы, ее текст не сохранился до наших дней. Но если попытаться объединить названия нескольких литер во фразы, получаются вполне логичные конструкции.
Всем известно выражение «азбучные истины». Нам, изучающим в школе простой алфавит, не совсем понятен смысл этого идиоматического выражения. Что за истины, и почему они сокрыты в азбуке?
Познакомившись с кириллицей ближе, становится понятно, что истины заключены в несложных фразах, скомпонованных из нескольких букв-слов подряд. Вполне узнаваемы, они адресованы изучающим азбуку в качестве отеческих наставлений-рекомендаций. На это указывает и повелительное наклонение имеющихся глаголов.
К примеру:
«Азъ Боукы Въди» - «Я буквы знаю (изучаю)».
Показательно, что АзЪ /Я – не завершение азбуки, а ее самое начало. Возглавляя алфавит, эта буква - непосредственное указание на то, что «с меня» начинается собственный микрокосм, собственная Вселенная. Именно Азъ/Я – начало всему. Об этом знал самый младший школьник еще не так давно – каких-то сто с лишним лет назад.
«Глаголи Добро Есть» - «Говори правильно, твори добро».Говори и твори только добрые вещи! Любопытно, но слово «глаголить» могло означать как слово, так и дело.
«Добро Есть Живите» - «Твори добро. В нем – жизнь».
В этом наставлении – целая мировоззренческая концепция. Она закладывалась в сознание вместе с азами грамматики. Как мудро устроено: выучил буквы – и постиг смысл всей жизни. И так было еще совсем недавно.
Современные школьники усваивают в школе целые глыбы отдельных наук, а до элементарной сути смысла жизни приходится докапываться самостоятельно. Увы, это им удается не всегда.
«Како Люди Мыслите - Наш Он Покой» - «Как люди думают – таков мир и имеют».
Вот он принцип отражения. Какие мысли продуцируешь вовне – то оттуда и получаешь. Еще один пример блестящего программирования на добро. Не мысли никому зла – и оно на тебе не отразится.
«Рьци Слово Твьрдо» - «Говори слово твердо». Если сказал – сделай. Если пообещал – выполни.
«Оук Ферт Херъ» - «Знание – плод свыше».
Оук – созвучно слову «наука», может употребляться в контексте «знания».
Ферт – приносить плоды, оплодотворять.
Херъ – вовсе не то, что может представить себе наше развращенное ненормативной лексикой сознание. Это слово созвучно английскому «герой» (hero), греческому «божественный» (иеро), а также немецкому «господин» (Herr). Именно поэтому знание – это дар Бога.
В завершении азбуки использованы односложные слова «Цы, черве, шта, ъра, юсъ, яти». Если вскрыть их глубинный смысл, то и они окажутся призывом к действию, побуждающим дерзать, точить и постигать Сущий Свет.
Церковнославянский язык – символ особой духовной чистоты. А старославянская азбука – способ его освоения. Постигайте то, что составляет истинную природу исторического и духовного наследия своего народа. Откройте для себя невероятную красоту и непревзойденную гармонию кириллицы, таящую в себе великие тайны предназначения человеческого.
Наталья 06 Июнь 2023, 08:45
Тупой Ваш, Сундаков, как валенок
Игорь 24 Апр 2023, 13:17
О древности славянских языков, очень грамотно и не без основательно, раскрывая величие и богатство русского языка, учит выдающийся учёный и Человек Виталий Владимирович Сундаков.
Добро пожаловать в русскую школу русского языка.
© 2000 - 2024 «Мастерская церковной утвари «Колокол». Вся информация, размещенная на сайте, носит информационный характер и не является публичной офертой. Характеристики и наличие товаров уточняйте у менеджеров.